Тренажер вождения шасси МЗКТ-7930
Тренажерный комплекс предназначен для:
- формирования и закрепления навыков управления и вождения шасси МЗКТ-7930 в соответствии с его руководством по эксплуатации;
- подготовки механиков-водителей к действиям в критических ситуациях и при отказах в работе систем и механизмов шасси МЗКТ-7930 как при подготовке к движению, так и во время движения;
- формирования и закрепления навыков по обнаружению типовых неисправностей и отказов в работе систем и механизмов шасси МЗКТ-7930;
- поддержания профессиональных навыков механиков-водителей шасси МЗКТ-7930;
- объективной оценки профессиональной пригодности механиков-водителей.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА
- Рабочее место механика-водителя (РМВ), в том числе:
- кабина каркасная;
- система имитации органов управления;
- блок УСО (из состава ПАК);
- видеокамера (из состава ТСН).
- Рабочее место руководителя занятий (РМРЗ).
- Система подвижности кабины (СПК), в составе:
- платформа динамическая (платформа Стюарта);
- система управления.
- Система имитации визуальной обстановки (СИВО), в составе:
- экранный комплекс (обратной проекции);
- имитатор зеркала заднего вида (левого);
- имитатор зеркала заднего вида (правого).
- Программно-аппаратный комплекс (ПАК), в составе:
- устройство сопряжения с объектом (УСО);
- система имитации акустических шумов (СИАШ);
- система связи.
- Телевизионная система наблюдения (ТСН).
- Щит электропитания.
- Комплект кабелей.
- Специальное программное обеспечение.
- Общесистемное программное обеспечение.
Тренажер обеспечивает:
- моделирование работы механизмов и систем, органов управления, приборов и устройств сигнализации в соответствии с логикой работы бортовых систем шасси МЗКТ- 7930;
- имитацию дорожной обстановки, наблюдаемой водителем, в лобовом и боковых окнах кабины, в левом и правом зеркалах заднего вида;
- имитацию дорожной обстановки на мониторе, предназначенном для наблюдения руководителем занятия за движением агрегата на базе шасси МЗКТ-7930 в процессе тренировки;
- имитацию акустических шумов механизмов шасси МЗКТ-7930 и неисправностей при подготовке к движению и в процессе движения;
- имитацию движения агрегата на базе шасси МЗКТ-7930 в различных климатических условиях;
- имитацию вертикальных (вибрационных) колебаний кресла водителя;
- возможность наблюдения руководителем занятий текущего состояния приборов и устройств сигнализации шасси МЗКТ-7930, путём вывода на монитор виртуальных панелей – повторителей приборов кабины;
- возможность наблюдения руководителем занятий на мониторе за действиями водителя;
- оперативное управление тренировкой путём ввода характерных неисправностей, отказов механизмов и систем шасси МЗКТ-7930;
- двухстороннюю связь между водителем и руководителем занятий в процессе тренировки;
- автоматизированный контроль действий водителя при нарушении им правил эксплуатации шасси в нормальных и критических ситуациях при имитации типовых неисправностей систем и механизмов шасси;
- автоматизированную регистрацию параметров тренировочного процесса;
- возможность выбора из базы данных упражнений для тренировки механиков-водителей в соответствии со следующими курсами.
Рабочее место механика-водителя позволяет вырабатывать следующие навыки:
- подготовка шасси к движению;
- восстановление навыков вождения после длительных перерывов (отпуск, болезнь);
- пуск двигателя различными способами;
- приемы безопасного движения и преодоления препятствий;
- работа с приборами и органами управления;
- работа с системой внутренней связи;
- движение в колонне;
- устранение типовых неисправностей;
- работа в нештатных режимах.
Рабочее место руководителя занятий
С помощью системы управления тренировкой руководитель занятий выбирает учебные упражнения, имеет возможность контролировать текущее состояние систем, органов управления и индикации, задавать нештатные ситуации, типовые неисправности, формировать требуемые отчеты по результатам тренировок.
Система подвижности кабины (на базе платформы Стюарта) обеспечивает:
- имитацию движения шасси по трассе различного рельефа адекватно реальному шасси с учётом ограничений по величине ускорений, приведённых ниже;
- имитацию разгона и торможения шасси, имитацию боковых ускорений шасси, при движении на повороте, отработку углов изменения положения шасси при движении в гору (с горы) (угол «тангажа»), по косогору (угол «крена») и угол «рыскания» со следующими характеристиками:
Разгон с ускорением, м/с2 0…3,0 Торможение с замедлением, м/с2 0…5,0 Ускорение на повороте, м/с2 0…4,0 Угол «тангажа», градусов ±30 Угол «крена», градусов ±30 Угол «рыскания», градусов ±25
Система имитации визуальной обстановки обеспечивает:
- имитацию дорожной обстановки, наблюдаемой механиком-водителем через лобовое, боковые (левое и правое) остекления кабины;
- имитацию дорожной обстановки, наблюдаемой механиком-водителем в левом и правом зеркалах заднего вида;
- возможность для руководителя занятий наблюдения за перемещением шасси с различных положений виртуальной камеры.
- возможность имитации следующих объектов визуальной обстановки:
- встречный транспорт;
- попутный транспорт;
- дорожный профиль с текстурой дороги, в том числе и водной;
- дорожная разметка;
- дорожные знаки;
- дорожные конструкции, дома, деревья, столбы и т.п.;
- препятствия (поваленные деревья, пни, ямы, бугры, стоящий транспорт и т.п.);
- небо (безоблачное, облачное).
- возможность имитации следующих метеоусловий и эффектов освещения:
- туман (слабый, средний, сильный);
- дождь (снег) (слабый, средний, сильный);
- дневная освещённость;
- сумерки;
- ночные условия освещения;
- различные положения солнца относительно ландшафта и шасси;
- ослепление (в соответствии с возможностями экранно-проекционного комплекса тренажера);
- подсветка объектов тренажа;
- освещенность ландшафта светом фар собственно шасси.
Канал «наблюдение» СИВО обеспечивает на рабочем месте руководителя занятий отображение виртуальных миров и всех объектов в них с возможностью произвольного изменения положения виртуальной камеры наблюдения, а также установки автоматического слежения камерой за указанными руководителем подвижными объектами.
Система имитации акустических шумов обеспечивает имитацию шумовой обстановки в кабине РМВ.
Система связи обеспечивает двухстороннюю речевую связь между механиком-водителем и руководителем занятий в процессе проведения тренировки.
Телевизионная система наблюдения предоставляет руководителю занятий возможность наблюдения за действиями механика-водителя в процессе проведения тренировки.
Программное обеспечение тренажёра состоит из следующих составных частей:
- программное обеспечение ПАК:
- система управления тренировкой (СУТ);
- система моделирования движения шасси МЗКТ-7930 (СМД);
- система имитации тактической обстановки (СИТО);
- система моделирования бортовых систем шасси МЗКТ-7930 (СМБС);
- система имитации акустических шумов (СИАШ) шасси МЗКТ-7930;
- система автоматизированного контроля навыков и регистрации действий и ошибок обучаемого механика-водителя (СКН);
- программное обеспечение УСО.
- Программное обеспечение СИВО.
- Программное обеспечение СПК.
Система управления тренировкой обеспечивает:
- выдачу системных команд общего управления тренажером:
- ввод начальных условий;
- отработка начальных условий;
- пуск;
- останов;
- экстренный останов;
- завершение работы.
- задание начальных условий для тренировки в части состояния шасси МЗКТ-7930, в том числе:
- запуск холодный или горячий;
- температура окружающей среды;
- температура двигателя;
- шасси с грузом или без груза;
- время года;
- количество топлива в левом баке;
- количество топлива в правом баке;
- давления воздуха в шинах колес;
- давления воздуха в баллоне системы воздухопуска;
- выбор упражнения (автодрома) курсов вождения;
- задание исходного расположения шасси в виртуальном мире.
- возможность отображения виртуальных панелей органов управления и приборов индикации;
- возможность ввода и снятия нештатных ситуаций (в соответствии с исходными данными);
- возможность вызова форматов системы контроля навыков, базы данных обучаемых);
- задание с интерфейса пользователя ПЭВМ времени суток (рассвет, день, сумерки, ночь);
- ввода метеорологических условий (МУ) (дождь, снег, туман, облачность/ясно) с возможностью изменения их интенсивности.
Система моделирования движения обеспечивает моделирование параметров движения шасси МЗКТ-7930 с учетом:
- масса шасси (с грузом или без груза);
- увода колес;
- скольжения колес;
- текущего состояния бортовых систем;
- геометрии виртуального мира;
- типа покрытия (автомобильная дорога с асфальтовым и бетонным покрытием, укатанная грунтовая дорога, разбитая грунтовая дорога, песок, болото, обледенелый уплотненный снег);
- сезонно-погодных условий, заданных в начальных условиях;
- моделирования преодоления препятствий;
- моделирования столкновения с подвижными и неподвижными объектами;
- имитация опасных состояний (опрокидывание на косогоре или съезде с трассы, аппарели, платформы, на повороте).
Система имитации тактической обстановки обеспечивает:
- управление состоянием неподвижных объектов (включение и выключение светофоров, включение и выключение семафоров, открытие и закрытие шлагбаумов);
- включение и выключение огней движущихся объектов в зависимости от времени суток и метеоусловий;
- управление движением встречного и попутного транспорта (автомашин типа МАЗ-543, ГАЗ-66 общим количеством до четырех автомашин в упражнении) с учётом геометрии поверхности виртуального мира;
- управление движением железнодорожного состава;
- управление движением воздушных подвижных объектов (вертолет, самолет);
- управление столкновением с шасси;
Система моделирования бортовых систем обеспечивает:
- моделирование и управление работой механизмов и приборов в соответствии с логикой работы шасси МЗКТ-7930;
- моделирование типовых неисправностей (в соответствии с перечнем НС, входящим состав «исходных данных»);
- моделирование всех источников света шасси (в том числе видимых в канале наблюдения за шасси на РМРЗ);
- моделирование звуковых сигналов (электро-пневматических) шасси;
- возможность изменения параметров как во время подготовки начальных условий, так и оперативно в процессе тренировки в части ввода нештатных ситуаций.
В состав СМБС входят следующие модели шасси МЗКТ-7930:
- модель двигателя и воздушной системы питания двигателя;
- модель топливной системы;
- модель системы охлаждения двигателя;
- модель системы запуска двигателя (воздухопуск, электрозапуск);
- модель колес с системой ЦНШ и подвеской каждого колеса шасси;
- модель рулевой системы;
- модель тормозной системы;
- модель трансмиссии;
- модель системы электропитания;
- модель системы предпускового подогрева.
Система контроля навыков (СКН) предназначена для автоматизированного контроля в реальном времени действий и ошибок обучаемого механика-водителя по управлению шасси МЗКТ-7930.
СКН обеспечивает фиксацию, запоминание и отображение в базе данных следующих ошибок механика-водителя:
- нарушение последовательности действий по запуску и остановке двигателя и началу движения;
- нарушение последовательности переключения передач;
- рывки шасси при трогании с места и переключении передач (величина ускорения вводится руководителем занятий);
- скатывание шасси назад (более 0,5 м) при трогании с места на подъёме.
- остановка двигателя по вине механика-водителя (обучаемого) в процессе движения (оценивается руководителем занятий);
- движение (попытки движения) шасси с включенным стояночным тормозом;
- столкновение (задевание) шасси с объектами (подвижными и неподвижными), находящимися на автодроме упражнения курсов вождения;
- нарушение требований Технического описания (ТО) и инструкции по эксплуатации (ИЭ) на шасси.