Тренажер вождения шасси МЗКТ-7930

wp6

Тренажерный комплекс предназначен для:

  • формирования и закрепления навыков управления и вождения шасси МЗКТ-7930 в соответствии с его руководством по эксплуатации;
  • подготовки механиков-водителей к действиям в критических ситуациях и при отказах в работе систем и механизмов шасси МЗКТ-7930 как при подготовке к движению, так и во время движения;
  • формирования и закрепления навыков по обнаружению типовых неисправностей и отказов в работе систем и механизмов шасси МЗКТ-7930;
  • поддержания профессиональных навыков механиков-водителей шасси МЗКТ-7930;
  • объективной оценки профессиональной пригодности механиков-водителей.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА

  1. Рабочее место механика-водителя (РМВ), в том числе:
    • кабина каркасная;
    • система имитации органов управления;
    • блок УСО (из состава ПАК);
    • видеокамера (из состава ТСН).
  2. Рабочее место руководителя занятий (РМРЗ).
  3. Система подвижности кабины (СПК), в составе:
    • платформа динамическая (платформа Стюарта);
    • система управления.
  4. Система имитации визуальной обстановки (СИВО), в составе:
    • экранный комплекс (обратной проекции);
    • имитатор зеркала заднего вида (левого);
    • имитатор зеркала заднего вида (правого).
  5. Программно-аппаратный комплекс (ПАК), в составе:
  6. Телевизионная система наблюдения (ТСН).
  7. Щит электропитания.
  8. Комплект кабелей.
  9. Специальное программное обеспечение.
  10. Общесистемное программное обеспечение.

Тренажер обеспечивает:

  • моделирование работы механизмов и систем, органов управления, приборов и устройств сигнализации в соответствии с логикой работы бортовых систем шасси МЗКТ- 7930;
  • имитацию дорожной обстановки, наблюдаемой водителем, в лобовом и боковых окнах кабины, в левом и правом зеркалах заднего вида;
  • имитацию дорожной обстановки на мониторе, предназначенном для наблюдения руководителем занятия за движением агрегата на базе шасси МЗКТ-7930 в процессе тренировки;
  • имитацию акустических шумов механизмов шасси МЗКТ-7930 и неисправностей при подготовке к движению и в процессе движения;
  • имитацию движения агрегата на базе шасси МЗКТ-7930 в различных климатических условиях;
  • имитацию вертикальных (вибрационных) колебаний кресла водителя;
  • возможность наблюдения руководителем занятий текущего состояния приборов и устройств сигнализации шасси МЗКТ-7930, путём вывода на монитор виртуальных панелей – повторителей приборов кабины;
  • возможность наблюдения руководителем занятий на мониторе за действиями водителя;
  • оперативное управление тренировкой путём ввода характерных неисправностей, отказов механизмов и систем шасси МЗКТ-7930;
  • двухстороннюю связь между водителем и руководителем занятий в процессе тренировки;
  • автоматизированный контроль действий водителя при нарушении им правил эксплуатации шасси в нормальных и критических ситуациях при имитации типовых неисправностей систем и механизмов шасси;
  • автоматизированную регистрацию параметров тренировочного процесса;
  • возможность выбора из базы данных упражнений для тренировки механиков-водителей в соответствии со следующими курсами.

Рабочее место механика-водителя позволяет вырабатывать следующие навыки:

 

  • подготовка шасси к движению;
  • восстановление навыков вождения после длительных перерывов (отпуск, болезнь);
  • пуск двигателя различными способами;
  • приемы безопасного движения и преодоления препятствий;
  • работа с приборами и органами управления;
  • работа с системой внутренней связи;
  • движение в колонне;
  • устранение типовых неисправностей;
  • работа в нештатных режимах.



Spotlight Image

Рабочее место механика-водителя

 

Рабочее место руководителя занятий

 

С помощью системы управления тренировкой руководитель занятий выбирает учебные упражнения, имеет возможность контролировать текущее состояние систем, органов управления и индикации, задавать нештатные ситуации, типовые неисправности, формировать требуемые отчеты по результатам тренировок.



Spotlight Image

Рабочее место руководителя занятий

На переднем плане слева направо: монитор ТСН, монитор «СИВО-наблюдение», мониторы ПАК, компьютерный комплекс РМРЗ

 

Система подвижности кабины (на базе платформы Стюарта) обеспечивает:

 

  • имитацию движения шасси по трассе различного рельефа адекватно реальному шасси с учётом ограничений по величине ускорений, приведённых ниже;
  • имитацию разгона и торможения шасси, имитацию боковых ускорений шасси, при движении на повороте, отработку углов изменения положения шасси при движении в гору (с горы) (угол «тангажа»), по косогору (угол «крена») и угол «рыскания» со следующими характеристиками:
    Разгон с ускорением, м/с2 0…3,0
    Торможение с замедлением, м/с2 0…5,0
    Ускорение на повороте, м/с2 0…4,0
    Угол «тангажа», градусов ±30
    Угол «крена», градусов ±30
    Угол «рыскания», градусов ±25

Система имитации визуальной обстановки обеспечивает:

 

  1. имитацию дорожной обстановки, наблюдаемой механиком-водителем через лобовое, боковые (левое и правое) остекления кабины;
  2. имитацию дорожной обстановки, наблюдаемой механиком-водителем в левом и правом зеркалах заднего вида;
  3. возможность для руководителя занятий наблюдения за перемещением шасси с различных положений виртуальной камеры.
  4. возможность имитации следующих объектов визуальной обстановки:
    • встречный транспорт;
    • попутный транспорт;
    • дорожный профиль с текстурой дороги, в том числе и водной;
    • дорожная разметка;
    • дорожные знаки;
    • дорожные конструкции, дома, деревья, столбы и т.п.;
    • препятствия (поваленные деревья, пни, ямы, бугры, стоящий транспорт и т.п.);
    • небо (безоблачное, облачное).
  5. возможность имитации следующих метеоусловий и эффектов освещения:
    • туман (слабый, средний, сильный);
    • дождь (снег) (слабый, средний, сильный);
    • дневная освещённость;
    • сумерки;
    • ночные условия освещения;
    • различные положения солнца относительно ландшафта и шасси;
    • ослепление (в соответствии с возможностями экранно-проекционного комплекса тренажера);
    • подсветка объектов тренажа;
    • освещенность ландшафта светом фар собственно шасси.

Канал «наблюдение» СИВО обеспечивает на рабочем месте руководителя занятий отображение виртуальных миров и всех объектов в них с возможностью произвольного изменения положения виртуальной камеры наблюдения, а также установки автоматического слежения камерой за указанными руководителем подвижными объектами.

Система имитации акустических шумов обеспечивает имитацию шумовой обстановки в кабине РМВ.

Система связи обеспечивает двухстороннюю речевую связь между механиком-водителем и руководителем занятий в процессе проведения тренировки.

Телевизионная система наблюдения предоставляет руководителю занятий возможность наблюдения за действиями механика-водителя в процессе проведения тренировки.

Программное обеспечение тренажёра состоит из следующих составных частей:

  1. программное обеспечение ПАК:
  2. Программное обеспечение СИВО.
  3. Программное обеспечение СПК.

Система управления тренировкой обеспечивает:

 

  • выдачу системных команд общего управления тренажером:
    • ввод начальных условий;
    • отработка начальных условий;
    • пуск;
    • останов;
    • экстренный останов;
    • завершение работы.
  • задание начальных условий для тренировки в части состояния шасси МЗКТ-7930, в том числе:
    • запуск холодный или горячий;
    • температура окружающей среды;
    • температура двигателя;
    • шасси с грузом или без груза;
    • время года;
    • количество топлива в левом баке;
    • количество топлива в правом баке;
    • давления воздуха в шинах колес;
    • давления воздуха в баллоне системы воздухопуска;
    • выбор упражнения (автодрома) курсов вождения;
    • задание исходного расположения шасси в виртуальном мире.
  • возможность отображения виртуальных панелей органов управления и приборов индикации;
  • возможность ввода и снятия нештатных ситуаций (в соответствии с исходными данными);
  • возможность вызова форматов системы контроля навыков, базы данных обучаемых);
  • задание с интерфейса пользователя ПЭВМ времени суток (рассвет, день, сумерки, ночь);
  • ввода метеорологических условий (МУ) (дождь, снег, туман, облачность/ясно) с возможностью изменения их интенсивности.

Система моделирования движения обеспечивает моделирование параметров движения шасси МЗКТ-7930 с учетом:

  • масса шасси (с грузом или без груза);
  • увода колес;
  • скольжения колес;
  • текущего состояния бортовых систем;
  • геометрии виртуального мира;
  • типа покрытия (автомобильная дорога с асфальтовым и бетонным покрытием, укатанная грунтовая дорога, разбитая грунтовая дорога, песок, болото, обледенелый уплотненный снег);
  • сезонно-погодных условий, заданных в начальных условиях;
  • моделирования преодоления препятствий;
  • моделирования столкновения с подвижными и неподвижными объектами;
  • имитация опасных состояний (опрокидывание на косогоре или съезде с трассы, аппарели, платформы, на повороте).

Система имитации тактической обстановки обеспечивает:

 

  • управление состоянием неподвижных объектов (включение и выключение светофоров, включение и выключение семафоров, открытие и закрытие шлагбаумов);
  • включение и выключение огней движущихся объектов в зависимости от времени суток и метеоусловий;
  • управление движением встречного и попутного транспорта (автомашин типа МАЗ-543, ГАЗ-66 общим количеством до четырех автомашин в упражнении) с учётом геометрии поверхности виртуального мира;
  • управление движением железнодорожного состава;
  • управление движением воздушных подвижных объектов (вертолет, самолет);
  • управление столкновением с шасси;

Система моделирования бортовых систем обеспечивает:

 

  • моделирование и управление работой механизмов и приборов в соответствии с логикой работы шасси МЗКТ-7930;
  • моделирование типовых неисправностей (в соответствии с перечнем НС, входящим состав «исходных данных»);
  • моделирование всех источников света шасси (в том числе видимых в канале наблюдения за шасси на РМРЗ);
  • моделирование звуковых сигналов (электро-пневматических) шасси;
  • возможность изменения параметров как во время подготовки начальных условий, так и оперативно в процессе тренировки в части ввода нештатных ситуаций.
В состав СМБС входят следующие модели шасси МЗКТ-7930:
  • модель двигателя и воздушной системы питания двигателя;
  • модель топливной системы;
  • модель системы охлаждения двигателя;
  • модель системы запуска двигателя (воздухопуск, электрозапуск);
  • модель колес с системой ЦНШ и подвеской каждого колеса шасси;
  • модель рулевой системы;
  • модель тормозной системы;
  • модель трансмиссии;
  • модель системы электропитания;
  • модель системы предпускового подогрева.

Система контроля навыков (СКН) предназначена для автоматизированного контроля в реальном времени действий и ошибок обучаемого механика-водителя по управлению шасси МЗКТ-7930.

СКН обеспечивает фиксацию, запоминание и отображение в базе данных следующих ошибок механика-водителя:
  • нарушение последовательности действий по запуску и остановке двигателя и началу движения;
  • нарушение последовательности переключения передач;
  • рывки шасси при трогании с места и переключении передач (величина ускорения вводится руководителем занятий);
  • скатывание шасси назад (более 0,5 м) при трогании с места на подъёме.
  • остановка двигателя по вине механика-водителя (обучаемого) в процессе движения (оценивается руководителем занятий);
  • движение (попытки движения) шасси с включенным стояночным тормозом;
  • столкновение (задевание) шасси с объектами (подвижными и неподвижными), находящимися на автодроме упражнения курсов вождения;
  • нарушение требований Технического описания (ТО) и инструкции по эксплуатации (ИЭ) на шасси.

АО "НИИ ТС "СИНВЕНТ"
196066, Санкт-Петербург, Московский пр-т., 212
Тел.: 8 (812) 409-93-45, Факс: 8 (812) 373-70-34
E-mail: secretary@sinvent.ru
AfrikaansArabicChinese (Simplified)DutchEnglishEsperantoFrenchGermanGreekHindiHungarianIrishItalianLatinMacedonianMalayalamMongolianPortugueseRussianSpanishThaiTurkishVietnamese